ReutersReuters

Как Россия приближается к кадровому коллапсу

"Сегодня с самого утра не вышел на рейс автобус номер 7. Диспетчер сообщила, что его не будет, так как работать некому", - написала в соцсетях в конце октября жительница города Каменск-Уральский Свердловской области Ольга Слатина.

Этот случай - лишь один из примеров повсеместного влияния нехватки рабочей силы, которая набирает обороты с тех пор, как Москва начала "спецоперацию" в Украине в феврале 2022 года.

В Свердловской области расположены десятки предприятий оборонно-промышленного комплекса, включая Уралвагонзавод, выпускающий, в том числе, танки.

По данным департамента по труду и занятости Свердловской области, на начало октября 2024 года потребность в работниках составляла 54.912 вакансий при численности безработных 8.762 человека.

В Центральном федеральном округе, к которому относится Москва, дела обстоят еще хуже - полномочный представитель президента РФ Игорь Щеголев сообщил во вторник, что в ЦФО на одного безработного приходится девять вакансий.

О дефиците кадров как главной проблеме российской экономики говорят бизнес и чиновники всех уровней, включая президента РФ Владимира Путина. Для описания ситуации на рынке труда некоторые чиновники и предприниматели дошли до определений "катастрофа" и "коллапс", а эксперты предупреждают, что нехватка работников будет нарастать.

За почти три года "спецоперации" кадровый голод в России достиг небывалых масштабов: безработица снизилась почти вдвое, выйдя в октябре на новый исторический минимум 2,3%, а проводимые Центробанком опросы предприятий фиксируют беспрецедентно низкую обеспеченность работниками за всю историю наблюдений.

Усиленный набор в вооруженные силы и вовлечение в оборонную промышленность оттягивает и без того ограниченный из-за демографической ямы персонал с гражданских предприятий, которые не могут соревноваться с постоянно растущими выплатами контрактникам и зарплатами на предприятиях ОПК.

Компании и регионы жалуются на нехватку инженеров, врачей, технологов, строителей, слесарей, электриков, механиков, водителей и машинистов.

По данным Банка России, 73% российских предприятий испытывают кадровый голод. Опрос Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) показывает дефицит персонала у 82,8% компаний.

Потребность экономики РФ в работниках во втором квартале 2024 года достигла рекорда в 2,714 миллиона человек, подсчитали в прошлом месяце эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ).

"Кадровый голод" превратился в универсальный феномен, захватив практически все звенья экономической системы", - говорится в докладе замдиректора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислава Капелюшникова.

ФАКТОР СВО

Уход десятков тысяч трудоспособных граждан в армию и эмиграция после начала "спецоперации" обострили и без того непростую ситуацию на рынке труда, вызванную плохой демографией, о которой специалисты предупреждали еще десятилетия назад.

По оценке Капелюшникова, из-за мобилизации и релокации гражданский сектор мог потерять до одного миллиона работников, или около 1,3% рабочей силы.

Представитель кадрового агентства в Екатеринбурге сказала, что в Свердловской области большая просадка персонала из-за "отправки на СВО":

"Клиенты жалуются, говорят: у меня раньше работали сто человек, а теперь мужиков-то как бы нету".

Только разовая выплата за заключение контракта в Свердловской области составляет 2,1 миллиона рублей, что почти в 25 раз превышает среднемесячную зарплату в России. В Москве единовременная выплата военнослужащему-контрактнику составляет 2,3 миллиона рублей, а с учетом ежемесячного денежного довольствия - свыше 5,2 миллиона рублей.

В то же время оборонный сектор активно нанимает сотрудников - первый вице-премьер Денис Мантуров сообщил о привлечении за полтора года 520.000 россиян и около 850 гражданских предприятий к выпуску продукции для вооруженных сил.

"У тебя в регионе стоял какой-то завод полудохлый, выпускал пружины амортизаторов для каких-нибудь оборонных заводов, для танков, влачил жалкое существование. А теперь на него посыпались заказы - нужно много пружин", - описывает ситуацию источник в одной из промышленных компаний.

Сотрудник одной из компаний гражданского сектора в Татарстане сказал, что многие находят работу в особой экономической зоне Алабуга, где собирают беспилотники:

"Зарплата там в разы больше. Один знакомый, который работал так, рассказывал, что даже не может потратить эти деньги, потому что постоянно на работе".

Так как гособоронзаказ не выполнить нельзя, а казна не скупится на оборонные расходы, предприятия ОПК безудержно наращивают численность работников, и прекратится это только тогда, когда сократится спрос на военную продукцию, сказал в начале ноября гендиректор Челябинского кузнечно-прессового завода Андрей Гартунг.

Сокращения пока не предвидится. Зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев на прошлой неделе во время посещения Уралвагонзавода пообещал его сотрудникам "много работы".

"В отраслях ОПК ограничений нет - они получили бешеное финансирование, поэтому могут повышать заработные платы и переманивать работников. У гражданских отраслей ограничения - это издержки. Если они становятся запредельными, вы не можете уже больше повышать зарплату", - сказала профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич.

НЕДОКОМПЛЕКТ

Дефицит рабочей силы актуален для всех регионов России, говорится в обзоре рынка труда Headhunter. По данным Superjob, число вакансий в целом за два года выросло в 1,7 раза, а в промышленности - в 2,5 раза. Острее всего нехватка ощущается в производственных и логистических компаниях, сфере услуг и IT.

Абсолютным антилидером являются строительные организации, пишет ВШЭ: индекс кадровой уязвимости во втором квартале достиг максимального значения за весь период проведения исследований с 2000 года, увеличившись к 2023 году более чем вдвое.

Кадровый голод в строительной отрасли приводит к росту расценок на монтажные работы и пагубно влияет на процессы: увеличиваются сроки и страдает качество, сказала директор по персоналу компании Главстрой Лидия Катаскина.

"У нас вопрос стоит: брать новый проект или не брать, мы его в принципе сделаем или не сделаем? Не потому что денег нет, а вообще люди-то будут, чтобы прийти на стройку поработать?" - сказал в ноябре директор уральской девелоперской компании Группа Голос Сергей Пахомов.

По оценкам главы Минсельхоза Оксаны Лут, в 2023 году из агропромышленного комплекса России ушло около 200.000 человек, что составляет 3,3% общей численности работников АПК.

Дефицит персонала в сельском хозяйстве негативно сказывается на всей цепочке - от обработки почвы и посева до уборочной кампании, что в конечном счете отражается на качестве урожая и его безопасности, говорится в исследовании группы компаний Б1 и Национальной ассоциации сельхозтоваропроизводителей ИнтерАгроТех.

Нехватка рабочих рук вынуждает компании снижать требования к сотрудникам - все большую роль на производстве играют недостаточно квалифицированные кадры, что опять же сказывается на качестве, отмечают эксперты близкого к правительству Центра макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАКП).

"В каждой отрасли на первом месте кадровый голод - конкуренция за кадры, необходимость повышать затраты на рабочую силу. А ее физически нет", - говорил на прошлой неделе глава РСПП Александр Шохин.

Глава верхней палаты парламента Валентина Матвиенко жаловалась на "серьезный недокомплект кадров" органов внутренних дел, который, по данным МВД, за два года вырос вдвое, составив на начало ноября 173.800 человек, или 18,8% штатной численности.

"Один участковый работает за четверых, за десятерых. О каком качестве работы, каком правопорядке можно говорить, в том числе в вопросах миграции, распространении наркотиков и других?" - сказала Матвиенко.

ПРИВЕДИ ДРУГА - ПОЛУЧИ КЭШБЭК

В результате конкуренции за сотрудников и гонки зарплат ускоряется инфляция. Высокие зарплаты стимулируют больше тратить и брать кредиты, активизируя потребительский спрос, что вынудило Центральный банк повысить ключевую ставку до рекордного уровня за 20 лет.

Из-за роста затрат компании будут тормозить инвестиции и сокращать бизнес, предупреждают аналитики. Чиновники и предприниматели уже сигнализируют о снижении инвестиционной активности в России, возлагая вину на высокую ключевую ставку; ЦБР возражает, что проблема - в дефиците кадров.

Рейтер опросил десяток компаний строительного и производственного секторов о проблеме нехватки рабочей силы. Помимо повышения зарплат предприятия пытаются удержать сотрудников путем увеличения соцпакетов и бонусов, привлекают к работе студентов и школьников, завлекают программами "приведи друга - получи кэшбэк".

Компании также говорят о готовности роботизировать производства, однако, как отмечал Центробанк, проблемы с поставками импортного оборудования из-за санкций могут стать препятствием для автоматизации.

Глава Минэкономразвития Максим Решетников в этом месяце призвал регионы активнее привлекать на работу молодежь, пенсионеров и людей с ограниченными возможностями, а также снять законодательные ограничения на сверхурочную работу.

Решать проблему дефицита кадров путем притока мигрантов власти не спешат. Со сложностями при привлечении иностранных работников столкнулись две трети компаний, многие жалуются на введенный властями запрет на наём мигрантов, следует из опроса РСПП.

Глава банка ВТБ Андрей Костин сказал во вторник, что без мигрантов российская экономика "дышать не будет" - "легко их выгнать, но работать-то надо кому-то".

Касаткина из Главстроя сообщила, что после оттока работников из Средней Азии компания рассматривает варианты привлечения персонала из Юго-Восточной Азии.

БУДЕТ ХУЖЕ

Конкуренция за рабочую силу продолжится, демографическая ситуация начнет улучшаться только ближе к концу десятилетия, говорится в ноябрьском исследовании Superjob, которая прогнозирует усиление дефицита кадров в промышленности в следующем году.

"На среднесрочном горизонте обеспеченность кадрами будет ухудшаться вследствие завершения пенсионной реформы и оттока части трудовых ресурсов в связи с проведением СВО, прежде всего, из-за роста числа контрактников. В более отдаленном будущем высоко вероятна актуализация негативных демографических трендов", - писали летом эксперты ЦМАКП.

Дефицит врачей в России в ближайшие пять-семь лет может увеличиться до 40-45% с нынешних 25,7%, прогнозирует омбудсмен в Красноярском крае Марк Денисов.

По оценкам Капелюшникова, в ближайшие десятилетия численность занятых может снизиться на 5–10 миллионов человек в то время, как практически все потенциально значимые источники пополнения рабочей силы уже исчерпаны, включая мигрантов.

"Активизация трудовой миграции, даже если она произойдет, едва ли окажется значительной. Даже прирост доли трудовых мигрантов в общей численности занятых на 1-2 процентных пункта не сможет компенсировать потери в рабочей силе, ожидаемые в ближайшие десятилетия", - считает Капелюшников.

По оценке властей, российской экономике до 2030 года дополнительно потребуется 2,4 миллиона занятых в обрабатывающих производствах, транспортировке, здравоохранении и социальном обслуживании, научно-исследовательской деятельности и IT.

"Мы пока не понимаем, откуда мы их будем брать. Мы теперь все верим, что нас спасет искусственный интеллект, потому что, а что нас может еще спасти?!" - сказал в июне вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

قم بتسجيل الدخول أو إنشاء حساب مجاني إلى الأبد لقراءة هذه الأخبار

المزيد من الأخبار من Reuters

المزيد من الأخبار